На злобу дня:
Дмитрий Быков ...Подражание Бродскому
В деревне Бог живет не по углам…
И. Бродский
В России Бог живет не по углам, как думают агенты чуждых станов.
Тут взорванный восстановили храм, тут Бога защищает Залдостанов — крутой Хирург,
глава «Ночных волков», чья гордая эмблема — хищник серый, а пиетет пред Путиным таков, что, кажется, уже граничит с верой. Патриотичным кажется ему — советского консорциума сыну — устроить лагерь байкерский в Крыму,
чтоб возвратить России Украину.
Нет, я не против. Я и сам могу советского напомнить человека: пишу как раз на крымском берегу, под шум прибоя и детей Артека:
у них тут по субботам дискотека.
Сюда и Путин прибыл в эти дни (а то в России, правда, как-то тускло).
Встречались с Януковичем они, подробно обговаривалась Тузла, — но миновать Хирурга он не мог. Они друзья.
Они общались кратко. Главе вручили куртку «С нами Бог», и в этом есть какая-то загадка.
Меня уже не трогает вопрос, что общего у Путина с Хирургом: обидчивость и поиски угроз, пристрастие к молебнам и хоругвям, решенье государственных задач (поистине, Хирург вождю советчик) — и думаю, что он такой же врач,
как ВВП — прославленный разведчик.
(Прошу волков меня не загрызать, тут оскорбленья нет, они ошиблись: я именно как раз хочу сказать, что он прекрасный врач, а Путин — Штирлиц).
Их выбор обоюден и глубок: спасибо хоть, еще не дружит с Хеллом!
Какой бы был пиар, какой предлог, назло врагам, от страха помертвелым, вдвоем заняться взломом между делом…
Я о другом. О том, при чем тут Бог.
Ни обкурившись, ни упившись в хлам, я не могу понять такого Бога.
Его склоняют по таким углам, куда и черту лазить — чести много.
За Бога тут нацист, «нашист», масон, специалист по чарам и по чакрам, Михайлов Стас и радио «Шансон»,
весь криминал и — страшно молвить — Чаплин, носители таких кромешных пург, что прихожане в страхе обмирают.
Такому Богу нравится Хирург. Ему приносят в жертву Pussy Riot. Он любит дураков, а к умным строг.
Он к милосердью вовсе не пригоден.
Я не хочу кощунства: это Бог, но, вероятно, Велес или Один, а может, Марс, античный бог войны, а может быть,
иной давнишний идол, которому с рожденья все должны, хотя никто в глаза его не видел.
Он хочет жертв. Он любит ратный строй. Он требует смириться и ужаться.
Внутри он исключительно пустой, но выглядит загадочно ужасно.
Мы все пред ним не стоим ничего, он скучный бог кочевников и ханов — воинственное с понтом божество,
какому служат Дугин и Проханов.
Он кулаки от ярости грызет, он сам себя сжирает понемногу — и раз его друзьям пока везет, он с ними, да. Не с нами же, ей-Богу.
Наш Бог не так везуч, не так хитер. Ему милее байкера, без спору, крадущийся по Крымску волонтер,
приравненный сегодня к мародеру. Кощунниц он наказывает сам. Он сходит к тем, что Бога не искали.
Он не заходит в тот бетонный храм, где молятся бетонной вертикали.
Возможность же все это наблюдать, как человеку в мире бестиарном, — единственная, в общем, благодать,
доступная в России христианам.